Так получилось, что у меня интересная работа. Это, пожалуй, действительно необычная вещь, которая придаст сонному журналу какую-то
живость…
Пожалуй, приложу картинку…
Казань, 2006, Hasselblad, штатник 80/2.4,Fuji RTPII
На фото — реконструированный Колонный зал бывшего Дворянского собрания г.Казани. Здесь выступал с концертом Сергей Рахманинов, пел Федор Шаляпин, читал свои стихи Владимир Маяковский. После реконструкции в 2005 году в здании расположилась городская ратуша. Это место для проведения официальных приемов, награждений, камерных концертов.
Нет, это не мой рабочий кабинет :), а, собственно, само основное занятие — реконструкция и строительство концертных залов, театров, кинотеатров, студий. Строительная акустика, измерения, системы озвучивания, профессиональное видео, в меньшей степени — автоматика, связь, коммуникации. В сферу интересов входит и клубная акустика (об этом как-нибудь в другой раз)
Любой, попадающий в сферу архитектурной акустики, рано или поздно оказывается в положении мальчика из «Андрея Рублева», который должен таки отлить свой первый колокол. И, вроде как видел что-то, понял как-то, замутил по полной, да только боязно. И лезут в голову банальности про большие музыкальные инструменты (страдиварей на всех не хватит), листочки с собственными подписями, обещаниями, косяки сроителей, ненормированные материалы. Именно в этой области интрига часто сохраняется до конца, до последнего гвоздика, а точнее — до первого исполнителя, безразлично что это — волевой баритон заказчика, струнный оркестр или кинопленка. Такое напряженное существование отнимает много сил и дарит бесценный опыт. При интенсивной работе и некоторой удаче образуется так называемый профессионализм, дающий некоторые гарантии инвестициям…
Ну так вот. 🙂 В данном случае зал с «легендарной акустикой» (что опровергали как сложные измерения, так и простые уши) избавлялся от деревянных мембран паркета, известковой штукатурки, обильной драпировки и с помощью наших турецких друзей, а также, исторической целесообразности получал железобетонный каркас, каменную отделку, стеклопакеты. Задача — чтобы было очень. Преочень.
Кроме того, надо понимать, как это все происходит. На планерке, за четыре месяца до сдачи, встает какой-нибудь маргинал (а там — мат-перемат, не успеваем…) и говорит Главному — уникальный зал, то-да-се…Главный, хмуря усами переставляет взгляд на контингент и говорит:…пиип….пииииииииип…пип…ищите.Какие должны быть акустики.
Они должны быть прилично одеты, некорпоративно и нехудожественно, а скорее, как импортные инженеры. И лучше, чтобы были сами из другой страны или, в крайнем случае, из другого города. У них должен быть ноутбук, какой-нибудь приборчик с дисплеем (сойдет и цифровой термометр), а также громоздкая завлекалочка, например, фрагмент керамической вазы греческого амфитеатра или панель серого поролона, приклееного на фанерку с дырочками. Прайс должен быть немаленький, но реальный.
Как правило, первый раз получаешь зал в чертежах, реже — можно зайти внутрь какого-нибудь бетонного каркаса. В этом случае, даже без учета отделки, в голове формируется список потенциальных проблем, которые видишь только ты один, именно это чувство похоже на видение. И нужно объяснить присутствующим рядом людям, которые этого не различают, как выглядит слон. Ощущение очень азартное — новое помещение, со своими индивидуальными особенностями, причем скрытыми. Как бы квест, в котором, на основе разных приемчиков и интуитивно, различаешь уши спрятанных зайцев.
Какое-то время тому назад очень много надежд возлагалось на программные модели. Существует несколько коммерческих программных продуктов, которыми часто пользуются при продаже звукового оборудования 🙂 Более того, существовали версии, позволяющие услышать в наушниках звук в любом месте проектируемого зала, что, конечно не является правдой. Реально работающие программы описывают корректно лишь общие закономерности и, как правило, разрабатываются внутри проектных бюро. Понятно, что их никто не выпускает на рынок, так как это серьезные ноу-хау, составляющие успеха.
Рассчетная картинка звукового поля выглядит таким образом:
Моделировался оперный дуэт, не использующий звукоусиление. Видны отражения и акустические тени за колоннами, затухание звука с расстоянием, но, в целом, картинка равномернная, что и подтвердили реальные исполнители и слушатели после реконструкции.
Такая равномерность дается непросто — стены представляют собой многослойные сэндвичи из специальных материалов, между пилястрами, за тканевой обивкой спрятаны «виртуальные колонны», формирующие добавочные отражения, специально просчитывалась симметрия зала, поскольку сплошное остекление с одной стороны должно быть компенсировано акустически. Естественная акустика подкреплена сложной распределенной системой звукоусиления. На фото видны две основные группы громкоговорителей, так называемый «линейный массив».
Вес каждого кластера — под тонну, но размещение и цвет громкоговорителей оставили классический интерьер визуально целостным. На самом деле, громкоговорителей намного больше — они размещены и под балконами, и на потолке, в зависимости от ситуации — концерт, конференция, зал перенастраивается в тот или иной режим.
Зал оснащен системой видеопроекции — три экрана на тонкой прозрачной сетке создают эффект «висящего» изображения, системой безпроводного перевода на 8 языков, видеокамеры имеют вещательное качество, позволяют даже разбирать текст документов на столах :).
Всего в здании — 7 оснащенных подобным образом залов. Все они связаны коммуникациями, позволяют вести синхронизированные мероприятия, и управляются централизовано. Для этого проложено свыше 30 км кабеля в стальных трубах, обустроено свыше 40 люков и больше 400 точек подключений.
Вот так выглядит аппаратная.
Отсюда управляется конференц-система, камеры, здесь могут располагаться переводчики, здесь сосредоточены многочисленные контрольные системы, источники видео и аудио-программ, отсюда идет вещание через автобус ПТС в эфир.Прошлым летом в Казанской ратуше проходил Саммит глав государств СНГ и выездное заседание Государственного Совета России с участием СамиЗнаетеКого.Конец…