Бар-мицва – самое визуальное мероприятие у Западной Стены. Коротко – это такое по-хорошему обставленное, шумное и радостное посвящение 13-летних мальчиков во взрослую жизнь. После этого не родители, а они сами несут ответственность за свои поступки и обязаны выполнять все заповеди Торы.
Меня заинтересовали две вещи.
Первое – это собственно готовность мальчика начать взрослую жизнь. Из, примерно, десяти церемоний, одновременно проходивших у Стены, я, например, заметил только одного собранного паренька, с плотно сжатыми губами и довольно решительным видом. Рядом, положив руку ему на плечо, молча стоял такой же серьезный, но спокойный отец, оба слушали читающего и было заметно, что это для них не пустые звуки. Остальные новобранцы кандидаты вели себя несколько легкомысленно – крутили головами, таращились, один с визгом уворачивался от конфеток, которые швыряли в него барышни в дорогих шляпах из-за разделяющей мужчин и женщин перегородки. В общем, эти не производили впечатления новоиспеченных мужей.
И второе – заметная разница в…скажем так…сословиях. Были «богатые» Бар-мицвы, с множеством народа, среди которого выделялись такие здоровые, холеные мужики в дорогих рубашках и часах и женщины при дресс-коде для скачек. Как правило, раввины у них походили на адвокатов, в золоченых очковых оправах, костюмах из дорогого материала. Веселились они по-хозяйски и как-то так «плотно» что-ли.
А вот это как раз другой случай. Все очень просто, камерно. Дай Б-г, чтобы все у них сложилось хорошо.
Вот еще один кадр. Смешной парнишка. Как раз тот, что боится конфет.
Эти ребята были, видимо, приглашены на церемонию, они громко пели и выглядели весьма колоритно. Но мне они запомнились ощущением силы и, даже, агрессии, что-ли.
Нечто подобное я ощутил, когда столкнулся на лондонском карнавале с группой африканцев. Такой легкий запах опасности, что-ли. Вот тот самый кадр.