Фотоаппарат у меня оказался в руках довольно рано, в 8, кажется, лет. Причем, по тем временам, фотоаппарат роскошный – это был дальномерный Зоркий-4K, советский клон Лейки, подаренный отцом. Пользоваться я им так толком и не научился, более того, сохранил хроническую предубежденность перед дальномерками по сию пору. К старшим классам, с помощью коммисионного магазина и гуманитарной помощи родственников, Зоркий трансформировался в мечту миллионов – Зенит-ЕТ, которым я увлекся не на шутку. Этот аппарат и отправился со мной в горный поход по Северному Кавказу, то ли в 1984, то ли 1985 году, где я, в свои гордые 15, числился штатным фотографом. Не так давно разбирал старые тайники и нашел буквально несколько уцелевших кадров сладовой пленки в пластиковых рамках.
Надо пояснить, что в те времена слайд был совершенно фантастическим делом. Во-первых, по стоимости как собственно пленки, так и проявления (только в одном месте, ждать – две недели). Во-вторых, собственно, по наличию. До советского человека могла дойти слайдовая пленка Тасма, которая выпускалась в моем родном городе, либо по счастливому стечению случайных обстоятельств – гэдээровский Орвохром. Первая пленка была зеленой, вторая – желтой. Если планировалось снимать деревья, то покупали Тасму. Если что-то важное и желтое – Орво. Вторая была не такая желтая, как первая зеленая, и вообще – «орвохром есть орвохром» (цитата из рок-композиции местного коллектива). Как раз на сохранившихся кадрах это и будет заметно.
Надо сказать, что в горах я оказался довольно рано для приволжского жителя, еще подростком. При малом физфаке КГУ энтузиастами была создана «экспедиция», которая и ускорила мой путь в мир категорий сложности. Безусловно, для школьника – это был очень богатый на события и эмоции период, поэтому, спустя 25 лет, я публикую немногие сохранившееся кадры по сентиментальным соображениям.
На первой фотографии – вид на район за перевалом Чилик. Снято на тасмовский слайд, который уже сложно превратить во что-то достоверное. Как обычно, снимок скрадывает действительный масштаб – от подножия озера до вершины перепад высот не менее полукилометра. На самом деле, это очень красивое место, отгороженное хребтами, в котором люди бывали совсем нечасто. Записке предыдущей группы, снятой из тура на одной из прилегающих вершин было несколько лет. Для местных чабанов – высоко, для альпинистов – далекое по подходам и категорийно несложное место. Практически – затерянный мир, в котором мы стали лагерем на несколько дней. Я тогда даже сделал несколько карандашных эскизов, может, и они найдутся когда-нибудь.