На днях отдал заказчику проект небольшой частной студии. Получил положительный отзыв, похоже, настроены построить. Ну, Алла бирса. Для студийных проектов похороны в бумаге в порядке вещей, слишком много разных причин отказаться от воплощения. Начиная с того, что, вообще говоря, не бывает окупаемых студий без участия в тиражах. А еще и персонал, и высокая стоимость проекта, трудоемкость производства работ, да и вообще — отсутствие студийной культуры в нашей местности как таковой, наконец.
Поднял прошлые чертежи, насчитал 8 проектов разной степени проработки, из которых построено — 2, этот третий. Это и много и мало. Размышления на этот счет и подтолкнули меня к творчеству в жанре «популярные заметки».
Проектирование студии, как и всякого акустического объекта, представляет собой своего рода сольфеджио. Композитору для сочинения музыки достаточно листа бумаги с нотным станом — он слышит партии инструментов в голове. Проектировщик студии действует также — прорисовывая планы и конструктивы в чертежах он представляет себе звуковые картины, «хвосты» послезвучий, характер тембральной окраски, звуковой фон помещения. Как музыканту, долгое время формирующему в голове абсолютный звукоряд, ему необходим многолетний опыт для сбора и систематизации образцов звука, причем это достаточно нетипичный опыт, нестандартная палитра. Многие ли из вас знают как звучит полностью глухое помещение. Или могут сказать как окрашивает звуковое отражение паркет, гипс, ткань. Поэтому есть существенные препятствия для вхождения в профессию, замкнутый круг, без достаточного опыта нет результата, а без результата — заказов.
Как правило, начинающие стартуют от книжного метода, справочник стройфизики в руки — и вперед. Это работает для конференц-залов, простых студий дублирования, но здесь главное — не зависнуть в ограниченной уверенности торжества арифметики. А это затягивает, особенно под компьютер. Не успеешь оглянуться, как становишься немолодым и несвободным мужчиной, чуждым самоиронии. К сожалению, я постоянно натыкаюсь на запущенные создания от численного подхода, когда на свет рождаются обоснованные расчетами строения без признаков гармонии.
Отталкиваться от классических стандартов (без фанатизма) — хороший повод начать приобщаться к свободе. Мой первый студийный проект я сделал почти 15 лет назад. Он так и остался в бумаге, но терпим и теперь, не содержит серьезных просчетов. В нем нет точности и изящества, но есть продуманность и очарование дебюта. Если я смогу конвертировать эти старые чертежи, я еще о нем расскажу.
А на сейчас — эскизы довольно новаторской студии, которая когда-то зависла на стадии переговоров с заказчиками. Было это несколько лет назад, ничем не кончилось и осталось в виде адаптированных веселых картинок, специально отрисованным в комикс-стайле.
Итак. Это небольшая студия с мониторингом в 2.0 и 5.1, т.е музыкальная, приспособленная и для работы в киноформате. Собственно мониторная комната — внизу, в виде такого кленового листочка, там видны линии построения для размещения колонок, оператор в виде кружка и окно в исполнительскую. Исполнительских две — основная и барабанная камера, отделенная еще одним стеклом. Есть общий тамбур для обеспечения звукоизоляции. Окна в студиях — многослойные, стекла чудовищной толщины, до 40 мм каждое. Весит такая конструкция от полутонны. Стандартное решение — «комната в комнате», когда внутренняя оболочка висит внутри несущих стен на демпфирующих материалах. Одновременно решаются две задачи: первая — звукоизоляция, и вторая — создание внутренней акустики со специальными требованиями.
Сначала — цветные картинки. На первой — план мониторной. Видны сложные конструкции стен, чередование отражающих и поглощающих материалов. Здесь применена редкая схема расположения акустики в «обелисках», своеобразном «стоунхендже». Взаимное расположение элементов, отнесенных друг от друга по специальной схеме дает многообразные взаимодействия, что благоприятно сказывается на звуковой картине.
Вид от оператора на фронтальное окно. Неизвестный автор. Рапидограф, фломастер ;).
Исполнительские. Главная — за стеклом, ее можно разделить пополам с помощью двойного занавеса. Видны специальные щиты на колесиках, которыми отгораживают инструменты, чтобы они не мешали друг другу при записи в многомикрофонной технике. Обратите внимание на то, что нет параллельных стен, это делается для того, чтобы убрать повторяющиеся отражения, всякий раз звук оказывается в другом месте. Стены — многослойные, из разных материалов, до метра толщиной.
Слева — барабанная, имеет более звонкую реверберацию. Барабаны в таких помещениях звучат мощно, плотно. Это если повезет, поскольку проектирование барабанных — особое и очень ненадежное искусство. Кружки на плане — перемещаемые колонны на подставках, с одной стороны они мягкие. Разворачивая их, можно менять акустическую обстановку. У дальней стены нарисован другой элемент изменяемой акустики — передвижная стенка. Сейчас я бы от нее избавился.
Ну и дополнения:
Лист 1. Установка мониторов. Устройство «обелисков». Шумоизоляция.
Лист 2. Подбор материалов по характеристикам поглощения.
Лист 3. Разрез мониторной и некоторые элементы конструкции.
Лист 4. Барабанная и ее элементы — колонны, стена, стеклопакеты с резонансным слоем.
Лист 5. Инструментальная, щиты, волоконное освещение.