Сотворение Мира.
Мой родной город на 30-е августа посетило невероятное событие – фестиваль«Сотворение Мира» под президентством Макаревича, при усилиях продюсеров Сергея Мирова и Александра Чепарухина, а также мэра Казани Ильсура Метшина.
Событие действительно уникальное, один лишь список участников чего стоит (выборочно):Инна Желанная (Россия)Хуун Хуур Ту (Тува, Россия)Энвер Измайлов (Крым, Украина)Keith Emerson Band (Англия – США)Fairport Convention (Англия)Аквариум (Россия – Англия – Ирландия – Индия)KTU – Trey Gunn, Kimmo Pohjonen, Pat Mastelotto (США – Финляндия)Eddie Jobson (США)Tony Levin (США)Adrian Belew Power Trio (США)The Future Sound Of London’s psychedelic supergroup – the Amorphous Androgynous (Англия)Машина Времени (Россия)Patti Smith (США)King Crimson ProjectЗемфира (Россия)
Все эти люди отыграли полноценные мощнейшие сеты, чему способствовала заполненная площадь (100 тыс. человек) и хорошо обустроенная сцена.
На моей памяти это был лучший день города-республики-независимости-согласия. Впервые центр заполнили адекватные люди с живыми лицами при минимуме типичных «празднователей». Встретил много знакомых, еще со времен рок-клуба, для которых невероятный список выступающих означал огромную и, пожалуй, лучшую часть жизни. Была отличная погода, даже небольшие кратковременные дождики не расстраивали. Доступ на площадь был свободным, все хорошо организовано, люди приходили с детьми – два поколения вместе, под одну музыку. Я сделал несколько кадров с рук без каких-либо целей. В сети, если что, много фотографий чуть ли не в хронометраже. И действительно – там было что поснимать, но я предпочел просто посмотреть и послушать.
Техническая часть концерта была близка к идеальной – две сблокированные сцены в противофазе, на одной – выступление, другая готовится, массивы L-acoustics (топы райдеровских списков), башни задержки, фронтлайн, двойные пульты, лаконичный и достойный свет, хорошая режиссура на видеоэкранах. Немного недоставало НЧ-излучателей, поэтому низ был отстроен в тон. Особенно это не радовало на Кримсоне – две бас-гитары и две ударные установки отчасти сливались, тем более, что стик и басы Тони Левина с его мягкой и многозвучной подачей требуют полнодиапазонного воспроизведения и разрешения на низах. Тем не менее, это был один из лучших по звучанию концертов на открытом пространстве.
Все основные участники фестиваля отыграли и сольные концерты в Москве. Забегая вперед, скажу, что был в Б1 на King Crimson Festival 3 сентября.
Фестиваль стартовал с часу дня, я был на площади с 3-х дня до самого окончания. Салют (фото выложу) прозвучал под «олчугезе-ол-ю-нид-из-лав» около 22-30.
Короткие впечатления.
Адриан Белью , в сопровождении брата (барабаны, 20 лет) и сестры (бас, тоже молодая), все вместе – Adrian Belew Power Trio, как-никак считается одним из лучших гитаристов мира. Это очень почетно еще и потому, что в данном случае звание не просто технический эпитет, а несколько периодов в музыке. Белью – квинтэссенция нестандартного мышления, при этом весьма виртуозного и легкого. Человек, обаятельный чрезвычайно, с улыбкой оставляет за собой буквально вехи музыкальной культуры. Сорок пять минут сложной по ритмике, но необычайно радостной музыки перед разной, в общем-то, публикой, не оставили равнодушных. С.М., представитель пепси-культуры (шутка) и эмо (тоже шутка), была завоевана легко и просто, что уж говорить про нас старых дро..черт, кажется не туда пишу.
В московском Б1 трио прозвучало даже более тускло, во многом из-за неудовлетворительного звука, все-таки для такого класса исполнителей за аппаратом стоило бы проследить. Программа была длиннее, с заменами порванных струн на лету и джемом, все-равно, раскочегарились и блеснули.
Энвера Измайлова я живьем увидел впервые, хотя много был наслышан. Это, безусловно, незауядный тэппинг-гитарист, который выжимает из сольного присутствия на сцене максимум. Обычно исполнители, играющие вдвоем с задержкой, страдают некоторым творческим аутизмом, но это другой случай. Не выглядел Измайлов и «младшим братом», что, например произошло с неузнанным мной (Дидюля?) разогревающим гитаристом в Б1.
Финский хеви-прог-баянист, не знаю как зовут, из KTU при поддержке Trey Gunn – зрелище феерическое. В Казани я увидел его впервые, и как-то он не пошел. Но в Б1 – это был пир духа. Несмотря на некоторые стилевые рамки, у него отменный драйв, не сдерживаемый ни чем – ни техникой, ни предрассудками (это так пишется?). Купить диск – не куплю, но радости он доставил по полной. А, может, и куплю.
Эмерсон не мой фейворит герой, к классическому арт-року я отношусь сдержанно, но это не отменяет того, что ELP тридцать лет назад записали, например, пару песен, которые не превзойдены в качестве звука и используются для тестов Hi-End. Ну, еще они создали арт-рок. И еще г-н Эмерсон не поленился привезти огромный модульный синтезатор, орган и терменвокс. И отыграл на них с невероятной экспрессией, которую по отношению к клавишным я уже и не чаял увидеть. Вот эта «шайтан-фоллаут-мшиин», сори за «шевеленку»:
Пару слов про Eddie Jobson. Нормально я его послушал только в Б1, человек четверть века не выступал, в последний раз это было с «Джетро Талл». Тем не менее, скрипка, фортепьяно и, собственно, «мессадж» у человека полноценные и заслуживают вдумчивого внимания.
FSOL (ну уж сами найдите в интернете) со своими «Андрогинными чего-то» четыре года назад на пикнике «Афиши» меня расстроили, зато теперь – приятно удивили. Достаточно стилизованная арт-музыка в старой традиции стала плотной, драйвовой. В нее жестко вошла современная электроника, очень стильно получилось. Такое ощущение, что мысль стала ясной и сильной. Ура. И видеоряд на экранах стал прозрачнее и продуманнее. Куплю последнюю пластинку.
Патти Смит в Казани – это еще один парадокс. Наверное, давно она не выступала на публике «с нуля.» И возраст уже, да и голосовые данные специфические. Организаторы это чувствовали и поддержали панк-маму совместным исполнением песен с Макареичем (»свеча» – ужасно) и Земфирой (это – прекрасное). Но, видимо, такая непростая задача мобилизовала исполнительницу – и через полчаса настороженного молчания Казань пала. Свидетельствую.
King Сrimson (ссылку не ставлю, позориться еще) были без Фриппа, что, по словам знатоков, дало им живости – Белью вздохнул полной грудью. Вообще, до меня «Кримсоны» доехали поздно, уже на излете института, я их больше мозгами слушал, да и в Казани как-то прошли мимо. Но вот в Б1 они выступили замечательно. Недлинная программа в золотом (практически) составе – это чистая радость. Нет, правда. Джобсон со скрипкой в партии Фриппа смотрелся очень органично. Годы и многочисленные сольные проекты лишь придали участниками дополнительную свободу и самобытность и послужили на общую пользу. Не случайно-таки отец-основатель после долгих лет пуризма санкционировал перенос названия на представленный состав. И это понятно.
Теперь наши. «Аквариум» выступил невнятно и занудно. Более разобранного «вещания» со сцены не припоминаю. А вот «Машина» неожиданно очень порадовала. Я помню времена, в которых набравший вес Макаревич с отдышкой пропевал по сотому разу длинные повествования. Но теперь – все было плотненько, ладненько – вах! Молодцы, как молодые, даже лучше. Маргулис спел про мой друг-блюз под стотысячный хор. Макаревич про море. Кутиков – про поворот. Все знали слова, музыка соответствовала. Мне только интересно, что думали о таком жанре метры за кулисами, но так и нам не понять, допустим, природу кантри-фанатизма американцев.
«Земфира» — звезда. Музыканты – отличные, голос, песни, все дела. И ждали ее, конечно. Не подвела и в грязь не упала. С Патти Смит спела очень бережно и тонко. Ну – талантище. Без вариантов.
А тут – и салют подоспел. Пыщь! Пыщь! «Ол ю нид из лав». Камчугезе!